Пн, 16/07/2018, 04:02Приветствую Вас Гость

свято-успенский орловский мужской монастырь

Главная » Файлы » события

15/04/2016, 12:40

Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний возглавил Божественную Литургию Преждеосвященых Даров

Продолжается Великий пост — особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняется и богослужебная жизнь. В буднии дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге.

Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.

В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме — больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.

Литургия Преждеосвященных Даров — чин Божественной литургии, который совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста. Божественная литургия — это великое торжество для каждого христианина и всей Церкви Христовой.

В дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и не нарушать при этом постового покаянного настроя совершением полной торжественной Литургии Шестой Вселенский Собор постановил совершать неполную Литургию — Литургию Преждеосвященных Даров.

Чин этой Литургии был составлен и введён в богослужебную практику во второй половине шестого века Римским святителем Григорием Двоесловом.

На этой Литургии верующие причащаются Святыми Дарами, освящёнными на предыдущей полной Литургии святителя Василия Великого или Иоанна Златоустого.

Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения просфор и вина и их особого приготовления для Таинства Евхаристии. На этой Литургии также не положено причащать грудных младенцев. Не совершается на этой Литургии и сама Евхаристия.

Удивительная милость Божия в истории Церкви проявлена таким образом, что в дни особенного молитвенного духовного напряжения, когда человек, как никогда, вспоминает свои грехи, свои недостоинства и, вспоминая их, понимает свою немощь, свою греховность и, казалось бы, через это осознание приближается даже к порогу уныния, Церковь среди дней постных, в середине седмицы дает нам возможность укрепляться Святыми Таинствами в среду и пятницу. 

В традиции Церкви было так, что это богослужение совершалось в вечернее время, это сейчас мы стали служить утром, а раньше это совершалось Церковью в вечернее время, когда люди приходили уставшими от работы, изможденными, и эти Святые Таинства служили им во укрепление их внутреннего духовного образа. Господь являл поддержку народу Своему.

Поэтому и вы старайтесь во время постных дней не только от недели до недели ждать возможности причащения Святых Христовых Тайн – это естественно во время поста каждый воскресный день, каждую Литургию причащаться Святых Тайн Христовых, – но пользуйтесь этой благословенной возможностью и в дни среды и пятницы, когда нам преподается Преждеосвященная.

Это великое укрепление для нас. И когда вы будете причащаться за Преждеосвщенными литургиями в дни Святого Великого поста, вы почувствуете, как пост проходит совершенно иным образом. Потому что сил для поста, для внутренних переживаний, для изменения внутреннего, которое мы называем покаянием, Господь будет прибавлять.

Эти литургии установлены Церковью не случайно, а как знак укрепляющей силы Божией. 

Причастие в будни. Зачем?

«А зачем», спросите Вы? «Разве мало нам причаститься в воскресенье Великого поста? Хоть каждое воскресенье! Зачем так часто?»

Ответ непрост и прост одновременно. Прост, потому что известно, что причащение – центр жизни христианина.

Об этом вспоминает в одном из писем св. Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто есть Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет».

А непросто, потому что уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко – раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова) афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю.

Но понимаем мы причащение сегодня не как актуализацию нашего пребывания в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому причащаюсь как можно чаще), а как средство личного освящения, оздоровления духовного и телесного.

Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:
«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего.

Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

Впрочем, не на пустом месте появился такой обычай и в нем есть разумное зерно. Причащение никогда не было доступно всем, приходящим в храм, а только верным, стремящимся открыто жить по заповедям Божиим.

До причащения не допускались кающиеся в тяжелых грехах, пропускающие молитву в храме более трех воскресений подряд и т.п. Стремление хотя бы изредка ощутить себя верным, не заглушать голос совести, обличающий нас совсем не в христианском образе жизни, побуждает и добровольно отказываться от ежедневного причащения как символа нашего истового стремления к безупречной перед Богом жизни.

Категория: события | Добавил: admin | Теги: дары, преждеосвященые, свято, служба, мужской, Успенский, Орловский, орел, монастырь
Просмотров: 1503 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Часы работы

Божественная Литургия: ежедневно в 7:40, Вечернее богослужение в 17:00.

Божественная Литургия: по воскресным и праздничным дням ранняя в 6:20, поздняя в 8:40

содержание
пожертвование

Обращаемся ко всем, кто имеет благое намерение участвовать в реализации этого важного проекта в надежде на Вашу посильную помощь в благом деле строительства часовни во имя великомученика и целителя Пантелеимона, посвященной памяти невинно убиенных и пострадавших террористических актов, произошедших на территории России.

Назначение платежа:  Пожертвование на строительство часовни

Руководитель:  Настоятель епископ Нектарий (Селезнев Николай Васильевич)

Полное наименование: Православная Религиозная Организация Епархиального Свято-Успенского Мужского Монастыря г.Орла Орловской Области Орловской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
Адрес: 302040 г.Орел, ул. Монастырская пл.,3
тел. 42-36-31(факс) (4862) 42-23-50

40703810347000140120 в Отделение №8595 Сбербанка России г.Орел,

к/с 30101810300000000601, БИК 045402601, ИНН 5753024715;

КПП 575301001, ОГРН 1025700005583

контакты

Россия 302040 г.Орёл

ул.Ермолова 13а

тел. +7-4862-42-36-31

e-mail: oreluspenskiy@gmail.com